Архипелаг Ягринлаг

В 1938 году НКВД создал управление 203-го строительного треста. Предстояло построить шоссе Архангельск – Никольское устье, водопровод от реки Солзы, завершить создание железнодорожной ветки Исакогорка – Никольское устье. На заводе № 402 необходимо было в сжатые сроки построить набережные, наливной бассейн, полушлюз, другие гидротехнические сооружения.

По документам, в Ягринлаге содержалось до 31 тысячи заключенных. Большинство заключенных Ягринлага – осужденные за мелкие хищения и нарушения, хулиганство, бандитизм. «Политических» в Ягринлаге было порядка 20 процентов. По воспоминаниям свидетелей, бывших узников Ягринлага, из заключенных формировались бригады по 30-50 человек. Руководителями бригад нередко назначали рецидивистов, имевших сроки по 25 лет.

Фото 1. На заводском причале

В Молотовск из лагерей были доставлены известные судостроители и машиностроители. Так на заводе № 402 появился свой «мозговой центр» – 20-й отдел. Содержали видных инженеров страны в спецтюрьме, которая находилась в районе нынешней заводской поликлиники.

Среди узников спецбюро были Владимир Разумов, начальник цеха Ленинградского судостроительного завода, Марк Розенфлац, главный инженер Балтийского завода, Алексей Свирин – начальник доков Николаевского судостроительного завода, Карл Кольбе – главный инженер Николаевского и Севастопольского судостроительных заводов.

Предположительно работал в 20-м отделе и Леонид Копп, бывший технический директор Судостроя. Считается, что он оставил после себя своеобразный рукотворный памятник: мачтовую конструкцию, установленную на крыше цеха 50 со стороны выводных ворот.

Фото 2. Идет разгрузка барж

К концу 1939 года на заводе № 402 не существовало ни одного цеха, полностью принятого в эксплуатацию. Однако 21 декабря 1939-го в стапельном цехе был заложен линкор «Советская Белоруссия». Эта дата и считается днем рождения нашего предприятия.

Фото 3. Мачта, созданная инженером Леонидом Коппом


«Приразломная» отправилась на работу в Печорское море Печать
19 августа 2011 года


Первая в мире морская ледостойкая стационарная нефтяная платформа /МЛСП/ «Приразломная» в четверг вечером отправилась из Мурманска к месту постоянной «прописки» - на одноименное месторождение в Печорском море.

 

От стенки 35 судоремонтного завода, где на протяжении 9 месяцев велась достройка родившейся в Северодвинске платформы, десяток портовых буксиров вывел «Приразломную» на рейд, передав ее четырем мощным морским буксирам, которые уже приступили к транспортировке гигантского сооружения «на штатное рабочее место» в 55 км от берега. Во время перехода, который займет 8-10 дней в зависимости от погоды, и в период установки на точку на «Приразломной» будет работать «сборная» из 96 человек, представляющих генподрядчика – ОАО «ПО «Севмаш», другие предприятия Объединенной судостроительной корпорации, заказчика ООО «Газпром нефть шельф», а также целого ряда российских и зарубежных субподрядчиков.
После того как платформу установят в точке над месторождением с глубинами 19-20 метров, ее основание будет укреплено ста тысячами тонн бутового камня в дополнение к 122 тыс тонн бетонного балласта, уже заполнившего подводные кессоны сооружения. После этого экипаж «Приразломной» увеличится до 430 человек, часть которых – строители - продолжат пуско-наладочные работы, а другая – нефтяники – начнут подготовку к бурению.
Как рассказал генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Андрей Дьячков, несколько сот заводчан прошли обучение в Архангельске на спецкурсах по правилам безопасности при работе на морской  платформе, в том числе, личного выживания, борьбы с пожарами, оказания первой помощи и т.д. Корабелы, пояснил он, будут работать на достройке «Приразломной» в графике 30-дневных вахт, в ходе которых у людей будет непрерывная связь с берегом и родными по интернету.
«В процентном отношении платформа готова на 94,2%, но еще остается много работ по подключению кабеля, по пусконаладочным операциям, - комментирует заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Валерий Бородин. – Мы сейчас подготовили основные системы, обеспечивающие жизнедеятельность платформы, чтобы было светло, тепло и там можно было жить». Обеспечение устойчивой работы энергетического оборудования и транспортного обслуживания МЛСП – критически важные аспекты успешной работы платформы в условиях Арктического шельфа. Уже объявлено, что наряду с доставкой вахтовиков вертолетами, снабжение и работу ледостойкой платформы «Приразломная» после ее установки на точку, будут обеспечивать атомоходы «Росатомфлота». Об этом журналистам сообщил Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота предприятия, входящего в «Росатом».
МЛСП «Приразломная» – основной элемент обустройства Приразломного месторождения, многофункциональный комплекс, обеспечивающий все операции по разработке месторождения, извлекаемые запасы нефти которого составляют 46,4 миллиона тонн. Это первый отечественный проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе. Главными особенностями разработки Приразломного являются: отсутствие аналогов в мировой практике, высокие ледовые нагрузки в районе добычи, транспортировка нефти в тяжёлых природных условиях при темпетарурах до -50 градусов.
МЛСП позволит круглый год выполнять все необходимые технологические операции: вести бурение и эксплуатацию до 40 скважин скважин, добычу, хранение, осуществлять отгрузку нефти на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергию.
Начать добычу нефти на Приразломном месторождении нефтяники планируют в I квартале 2012 года. На полную мощность добычи - 7 миллионов тонн нефти в год, МЛСП должна выйти через 7 лет. По производительности её можно сравнить с современным нефтедобывающим комплексом на месторождении "Южное Хыльчую" в Ненецком округе. Однако площадь платформы меньше наземного «собрата» в 35 раз, а расчётная численность персонала - почти в пять раз.
При этом, в конструкции платформы «Приразломная» изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений, что позволит в дальнейшем эффективно – без строительства аналогичных платформ – вовлечь в рентабельную разработку соседние месторождения, благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.


Анастасия Никитинская,
руководитель пресс-службы ОАО «ПО «Севмаш»
Северодвинск-Мурманск
фото Максима Воркункова

 
 
 

Календарь памятных дат

Апрель
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Рассылка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Сайт рзработан PAPAFERD