Альма-матер заводских инженеров

В 50-е на Северном машиностроительном предприятии ощущалась острая нехватка высококвалифицированных инженерных кадров. Назревала необходимость создания в городе технического вуза.
Это оказалось непростым вопросом, и решался он в Москве в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Благодаря настойчивым обращениям директора завода Евгения Павловича Егорова к столичным чиновникам положительное решение было принято.  В 1959 году открывается Северодвинский вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института.

Фото 1. Будущему Севмашвтузу предстояло обеспечивать предприятие инженерными кадрами

Вот что вспоминает в книге «Флагман отрасли» Аркадий Васильевич Вяткин, первый проректор Севмашвтуза: «В течение нескольких лет филиал размещался в помещениях, арендуемых у Северодвинского политехнического техникума, и в находящемся рядом служебном помещении Севмашпредприятия. В организации и становлении филиала приняли деятельное участие секретарь парткома СМП А.П. Бочаров и помощник директора по кадрам Б.М. Аристидов. Были большие трудности в организации и проведении учебной работы – опыта подобной деятельности не было. Все начинали с нуля! Большую помощь в постановке учебного процесса, проведении лекций и руководстве дипломным проектированием оказал профессорско-преподавательский состав ЛКИ».

Фото 2. С производства –  в учебную аудиторию

В период существования филиала создавалась необходимая учебная база института. Обучение велось по вечерней системе. Ежегодные приемы составляли 50-100 человек. Первый выпуск состоялся в 1965-м; из стен вуза вышло шестьдесят инженеров.
В этом же году постановлением Совета Министров СССР создается Севмашвтуз. Первым ректором института стал директор завода Егоров. Евгений Павлович в течение пяти лет руководил учебным заведением.
К 1968 году строители возвели два корпуса втуза: учебно-лабораторный и лабораторный. Учебный процесс к тому времени осуществлялся на двух факультетах, в составе которых было семь кафедр.
Егоров уделял большое внимание решению кадрового вопроса в Севмашвтузе. Приглашались специалисты из регионов страны, в штат института направлялись опытные производственники. 
Севмашвтуз подготовил целую плеяду известных кораблестроителей Севмаша. И сегодня институт остается кузницей инженерных кадров предприятия.

АПРК «Владимир Мономах» под Андреевским флагом Печать
19.12.2014 18:32

Сегодня, 19 декабря 2014 года, на ОАО «ПО «Севмаш»  (входит в состав ОАО «ОСК») состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на атомном подводном ракетном крейсере (АПРК) нового поколения «Владимир Мономах». Военно-морской флаг РФ командиру капитану 1 ранга Александру Надеждину вручил заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков.

«Это историческое, знаменательное событие в жизни нашей страны, историческое событие для экипажа. Накануне 75-летия легендарного Северного машиностроительного предприятия мы вводим в состав ВМФ России новый подводный ракетный крейсер. Ядерный щит Родины пополняется современным достойным, красивым, мощным кораблем. Это третий корабль из серии «Бореев». Будьте готовы выполнить ваш профессиональный долг», – от имени Главнокомандующего ВМФ поздравил экипаж Александр Федотенков.

С зачислением атомного ракетного крейсера К-551 в состав ВМФ поздравили  корабелов и моряков губернатор Архангельской области Игорь Орлов, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Сергей Суханов и и.о. генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Маричев. «Корабль на сто процентов профинансирован госзаказчиком – Министерством обороны РФ, что позволило в установленные госконтрактом и решениями заместителя Министра обороны сроки завершить заводские ходовые и государственные испытания. Корабль завершает серию стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения. Предыдущая серия, состоящая из 6 кораблей проекта 941, была завершена ровно 25 лет назад», – отметил он.

Этому событию предшествовало подписание приемного акта, которое состоялось на предприятии 10 декабря. Подписи под документом поставили председатель комиссии государственной приемки АПРК контр-адмирал Игорь Фёдоров и генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.

После подъема флага о приемке корабля с Центрального поста АПРК в Национальный центр управления обороной РФ доложили и.о.генерального директора Сергей Маричев и председатель государственной комиссии по приемке корабля Игорь Федоров. Это мероприятие состоялось в рамках проведения  единого дня приемки военной продукции по видеоконференцсвязи.

АПК «Владимир Мономах» скоро покинет Северодвинск, подводный ракетоносец включен в состав 25-ой дивизии подводных лодок командования подводных сил Тихоокеанского флота с дислокацией в  Вилючинске.  А на стапелях Севмаша будет продолжено строительство новых атомных субмарин. В цехах строятся ракетоносцы модернизированной серии – «Борей-А» –  «Князь Владимир», заложенный в присутствии Президента РФ В.В. Путина, и «Князь Олег». Закладка третьего корабля серии – «Князь Суворов» – состоится 26 декабря 2014 года.

 

Для справки:

Ракетоносец был заложен на Севмаше 19 марта 2006 г. – в день празднования 100-летия подводного флота России. При строительстве подводного крейсера «Владимир Мономах» применены последние достижения в снижении шумности. АПРК прошел все этапы заводских ходовых и государственных испытаний, совершил 10 выходов в море. 10 сентября с его бора был произведен успешный запуск баллистической ракеты «Булава». «Владимир Мономах» – третий ракетоносец  проекта «Борей» (проектант – ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»).  Относится к классу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Экипаж подводного крейсера сформирован в декабре 2009 года. Командир АПРК – капитан 1 ранга  Александр Надеждин. Личный состав прошел обучение в учебных центрах ВМФ. В экипаже атомного подводного крейсера – опытные подводники, прошедшие школу на действующих кораблях военно-морского флота, и военнослужащие-выпускники военных учебных заведений.

В период подготовки осенью 2011 г. военные посетили Северодвинск для практического освоения корабля. Кроме того, часть личного состава корабля имеет опыт эксплуатации АПЛ этой серии – они выходили в море на АПК «Александр Невский».

Во время строительства атомной подводной лодки «Владимир Мономах» экипаж вел тесную работу с предприятиями промышленности. Подводные ракетоносцы данного проекта призваны стать основой морской составляющей стратегических ядерных сил России в XXI веке.

 

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта «Борей»

Водоизмещение надводное – 14720 т;

Водоизмещение подводное – 24000 т;

Длина – 170 м;

Ширина – 13,5 м;

Осадка – 10 м;

Глубина погружения – 400 м;

Скорость надводная – 15 узлов;

Скорость подводная – 29 узлов;

Автономность – 90 суток;

Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

Фото А. Мирошникова

 
 
 

Календарь памятных дат

Август
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Рассылка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Сайт рзработан PAPAFERD