Альма-матер заводских инженеров

В 50-е на Северном машиностроительном предприятии ощущалась острая нехватка высококвалифицированных инженерных кадров. Назревала необходимость создания в городе технического вуза.
Это оказалось непростым вопросом, и решался он в Москве в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Благодаря настойчивым обращениям директора завода Евгения Павловича Егорова к столичным чиновникам положительное решение было принято.  В 1959 году открывается Северодвинский вечерний филиал Ленинградского кораблестроительного института.

Фото 1. Будущему Севмашвтузу предстояло обеспечивать предприятие инженерными кадрами

Вот что вспоминает в книге «Флагман отрасли» Аркадий Васильевич Вяткин, первый проректор Севмашвтуза: «В течение нескольких лет филиал размещался в помещениях, арендуемых у Северодвинского политехнического техникума, и в находящемся рядом служебном помещении Севмашпредприятия. В организации и становлении филиала приняли деятельное участие секретарь парткома СМП А.П. Бочаров и помощник директора по кадрам Б.М. Аристидов. Были большие трудности в организации и проведении учебной работы – опыта подобной деятельности не было. Все начинали с нуля! Большую помощь в постановке учебного процесса, проведении лекций и руководстве дипломным проектированием оказал профессорско-преподавательский состав ЛКИ».

Фото 2. С производства –  в учебную аудиторию

В период существования филиала создавалась необходимая учебная база института. Обучение велось по вечерней системе. Ежегодные приемы составляли 50-100 человек. Первый выпуск состоялся в 1965-м; из стен вуза вышло шестьдесят инженеров.
В этом же году постановлением Совета Министров СССР создается Севмашвтуз. Первым ректором института стал директор завода Егоров. Евгений Павлович в течение пяти лет руководил учебным заведением.
К 1968 году строители возвели два корпуса втуза: учебно-лабораторный и лабораторный. Учебный процесс к тому времени осуществлялся на двух факультетах, в составе которых было семь кафедр.
Егоров уделял большое внимание решению кадрового вопроса в Севмашвтузе. Приглашались специалисты из регионов страны, в штат института направлялись опытные производственники. 
Севмашвтуз подготовил целую плеяду известных кораблестроителей Севмаша. И сегодня институт остается кузницей инженерных кадров предприятия.

Севмаш передал АПК «Александр Невский» ВМФ России Печать
23.12.2013 15:21

Сегодня, 23 декабря 2013 года, на ОАО «ПО «Севмаш» торжественно поднят Военно-морской флаг РФ на атомном подводном ракетоносце «Александр Невский».

В мероприятиях принял участие  Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Подписи под приёмным актом поставили председатель комиссии (государственной приемки кораблей) главного командования ВМФ контр-адмирал Игорь Федоров и генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко. Документ утвердил Главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков. Министр обороны РФ Сергей Шойгу вручил медали «За воинскую доблесть» 1 и 2 степени представителям Беломорской  военно-морской базы, «За укрепление боевого содружества» генеральному директору ОАО «ПО «Севмаш» М.А. Будниченко, работникам завода и представителям проектно-конструкторского бюро «Рубин» (г. Санкт-Петербург). Затем на набережной предприятия в присутствии Министра обороны состоялась торжественная церемония подъема флага. Приказ о зачислении АПК проекта 955 «Борей» «Александр Невский» в состав Военно-морского флота Российской Федерации подписал главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

- Сегодня поднят Андреевский флаг, который является боевым знаменем корабля и символизирует его готовность защищать государственные интересы на морских и  океанских рубежах. Уверен, что экипаж корабля, с гордостью продолжит традиции отцов и дедов на просторах мировых океанов и будет с честью нести выдающегося полководца, защитника земли русской «Александра Невского», – отметил Сергей Шойгу.

Первый серийный стратегический ракетоносец четвертого поколения «Александр Невский» спроектирован в ЦКБ морской техники «Рубин». В конструкции атомоходов типа «Борей» использованы современные технические достижения, улучшающие гидродинамику корпуса и значительно снижающие шумность подлодки.

- Второй раз в этом году мы поднимаем военно-морской флаг на атомном подводном ракетном крейсере стратегического назначения: первый был «Юрий Долгорукий», сегодня - «Александр Невский». Желаю удачной службы кораблю и семь футов под килем – сказал в приветственном слове генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.

О приеме в боевой состав ВМФ России ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Александр Невский» (проект 955 «Борей») генерал армии Сергей Шойгу доложил Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ Владимиру Путину из центрального поста подводной лодки по закрытому каналу видеосвязи.

Также Министр обороны поздравил судостроителей и личный состав АПЛ, провел встречу с экипажем ракетоносца в кают-компании и совершил обход внутренних помещений.

Справка:

«Александр Невский» - это первый серийный стратегический ракетоносец АПЛ нового поколения (проект 955 «Борей»). Спроектирован ЦКБ «МТ «Рубин» (генеральный конструктор С.Н. Ковалёв). Был заложен в день моряка-подводника 19 марта 2004 г. Выведен из стапельного цеха Севмаша 30 ноября 2010 года. В 2011 – 2013 гг. корабль проходил швартовые, заводские ходовые и государственные испытания. За время государственных испытаний совершил 14 выходов в море, прошел 16 тысяч морских миль.

Экипажем АПК «Александр Невский» командует капитан 1 ранга Василий Танковид. Заводскую сдаточную команду возглавлял ответственный сдатчик ОАО «ПО «Севмаш» Александр Резников. «Александр Невский» – 130-я боевая атомная подводная лодка, построенная на Севмаше переданная ВМФ Севмашем.

Головной корабль проекта «Борей» АПЛ «Юрий Долгорукий» был передан ВМФ 10 января 2013 года. «Владимир Мономах» сейчас проходит государственные испытания, на стапеле строится АПК «Князь Владимир».

При строительстве АПЛ применены последние достижения в снижении шумности. АПЛ будут вооружены новым ракетным комплексом с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой «Булава». Подводные ракетоносцы данного проекта призваны стать основой морской составляющей стратегических ядерных сил России в XXI веке.

 

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение надводное – 14720 т;

Водоизмещение подводное – 24000 т;

Длина – 170 м;

Ширина – 13,5 м;

Осадка – 10 м;

Глубина погружения – 400 м;

Скорость надводная – 15 узлов;

Скорость подводная – 29 узлов;

Автономность – 90 суток;

Экипаж – 107 человек, в том числе 55 офицеров.

 

Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

Фото О.Кулешова

 
 
 

Календарь памятных дат

Июль
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рассылка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Сайт рзработан PAPAFERD