Непоявившийся гигант

Так и непостроенный линкор проекта 23 «Советская Белоруссия» остается одним из самых масштабных, хоть и нереализованных проектов в истории нашего предприятия.

Поражают размеры «Советской Белоруссии». Сравним для наглядности корабль проекта 23 с авианосцем «Викрамадитья» и знаменитыми американскими линейными кораблями. Линкор должен был иметь водоизмещение более 65 тысяч тонн, что примерно в полтора раза больше чем у авианосца. В соответствии с проектными данными, длина корпуса «Советской Белоруссии» – 269 м, ширина 38,9 м. Бронирование от 50 до 420 мм.  Мощность главной энергетической установки – 201 тыс. л.с. (у «Викрамадитьи» 180 тыс. л.с.). Предполагалось, что при таких параметрах удастся обеспечить ход линкора в 29 узлов. Не меньше чем габариты корабля этого проекта поражают воображение и его боевые возможности. На «Советской Белоруссии» должны были быть установлены девять орудий калибра 406 мм (на знаменитых американских линейных кораблях «Миссури» и «Нью-Джерси» у главных орудий (их тоже девять) такой же калибр); двенадцать орудий калибра 152 мм и еще сорок различных артиллеристских установок.

Фото 1. Эскизный проект линейного корабля проекта 23

По проекту в ангарах линкора предполагалось разместить четыре самолета, которые бы взлетали с корабля при использовании катапульты.

Напомним, линкор заложили 21 декабря 1939 года в северном доке цеха 50. Эта дата считается днем рождения нашего предприятия.

Закладке корабля предшествовала огромная работа. К апрелю 1939 года в Молотовске стало окончательно известно: закладка линкора проекта 23 состоится в 4-м квартале 1939 года. Срыв сроков был абсолютно недопустим и грозил весьма серьезными последствиями. В конце мая директор завода Кондратий Красильников создает при заводоуправлении бюро строителей «для обеспечения подготовки и технического руководства работами по объекту проекта № 23» – бюро «А». Строителями назначались: по корпусу – П.М. Гром, по главным механизмам – Е.Р. Блюм. Временно исполняющим обязанности начальника бюро «А» был назначен Гром. Другим своим приказом Красильников присвоил линкору заводской номер 101. В начале июня началась «разбивка» корпуса линкора.


Фото 2. В конце 30-х годов цех 50 готовился к закладке линкора «Советская Белоруссия»

Еще через два месяца в цехе 5 уже обрабатывался металл для будущего корабля. Приказом наркома ВМФ от 2 октября на заводе создается контрольно-приемный аппарат Управления кораблестроения. 7 декабря главным строителем линкора назначается Сергей Павлович Кириллов. Приближался день рождения завода.

 


На Севмаше заложили АПЛ «Новосибирск» Печать
26 июля 2013 года


Cегодня, 26 июля, на ОАО «ПО «Севмаш» (входит в состав ОАО «ОСК») состоялась церемония закладки атомного подводного крейсера четвертого поколения «Новосибирск». На мероприятии присутствовали представители  органов власти, научных и проектных организаций, предприятий судостроительной отрасли, Военно-морского флота.

В главном стапельном цехе завода в торжественной обстановке был дан старт строительству нового корабля, названного именем крупнейшего центра академической науки – города Новосибирска. Эта подлодка станет третьим кораблем в линейке АПЛ проекта «Ясень» (проектант СПМБМ «Малахит»). Атомные подводные лодки серии станут воплощением и концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, оружия, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок. «Каждый новый корабль вселяет надежду на  то что, это не просто атомная подводная лодка, это маленькая Россия, которая умеет себя защищать в крайне сложное время. Имея такую огромную территорию, богатую  ресурсами, наша страна должна иметь мощнейшую армию и военно-морской флот. Хочу пожелать вам, строителям атомных ракетоносцев, найти те технические решения, которые позволят в полной мере реализовать производственную программу», – отметил на торжественной церемонии  заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. Он выразил уверенность в том, что атомный подводный крейсер «Новосибирск» будет построен  корабелами Севмаша в соответствии с высокими требованиями к качеству и сроковыми обязательствами.

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Рогозин, главком ВМФ Виктор Чирков и генеральный директор предприятия Михаил Будниченко приняли участие в  установке закладной доски на секции атомного подводного крейсера. «Завершив весь цикл строительства и испытаний, АПЛ «Новосибирск» займет достойное место в ряду лучших образцов российской военной техники. Коллектив предприятия приложит все усилия, чтобы выполнить обязательства по созданию группировок подводных лодок четвертого поколения», – сказал гендиректор крупнейшей верфи России М.А. Будниченко.

С праздником судостроителей и проектантов поздравили также Главком ВМФ Виктор Чирков, президент ОАО  «ОСК» Владимир Шмаков и губернатор Архангельской области Игорь Орлов и мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

О том, как идет реализация программы  Гособоронзаказа и о развитии оборонно-промышленного комплекса шла речь на совещании, которое состоялось в этот же день на Севмаше под председательством Дмитрия Рогозина. Представители проектных организаций, промышленности и флота обсудили перспективы и проблемы ОПК.

ДЛЯ СПРАВКИ:

АПЛ проекта «Ясень»

Головной корабль серии – «Северодвинск» (проект «Ясень»). Заложен на ОАО «ПО «Севмаш»  21 декабря 1993 года. Прошел весь цикл заводских ходовых испытаний. После успешного завершения государственных испытаний будет передан Военно-морскому флоту.

Головная подводная лодка «Казань» (проект «Ясень-М») заложена на ОАО «ПО «Севмаш»  24 июля 2009 году. АПЛ успешно проходит стапельный период.

Второй серийный корабль «Новосибирск» (проект «Ясень-М») заложен на ОАО «ПО «Севмаш» 26 июля 2013 года.

 

Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш",

фото В. Бербенца.

 

 
 
 

Календарь памятных дат

Май
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рассылка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Сайт рзработан PAPAFERD